Календарь Рыбака

Традиционная народная лодка «Сойма»

Лес никогда не заготавливали впрок, на несколько лет, чтобы избежать его пересушивания. Для изготовления весел и штевня использовали ель, для всех остальных деталей и частей лодки предпочитали сосну. Заготовка дерева для лодок, как и для любого другого строительства, обычно производилась зимой.

Технология постройки лодки-кижанки

Заготовленные стволы окаривали и складывали для хранения, а затем, уже приступая к работе, окоренные бревна распиливали продольной пилой на доски и плахи. Для изготовления кокоры в лесу отыскивали молодую ель, один из корней которой рос перпендикулярно стволу. Его очищали от грунта и перерубали до нужной длины, остальные корни обрубали у ствола и дерево валили. Затем лишнюю, верхнюю, часть ствола отпиливали, а из оставшейся вытесывали кокору. Именно она придавала кижанке неповторимый, запоминающийся силуэт. По очертаниям этой детали лодки, высящейся над линией борта, можно было определить руку мастера—строителя: Строительством лодок обычно занимались круглый год, кроме зимнего, морозного и темного времени. Мастерская располагалась на сарае дома. Здесь имелись все необходимые приспособления и инструменты, а также запас материалов и заготовок. Оборудование домашней мастерской остаётся неизменным и по сей день, также, как и работа по заготовке материалов, изготовлению деталей и сам процесс шитья лодки. В зависимости от длины лодки, матика имела толщину 5—8 см, а ширину — 15—20, в отдельных случаях, у сойм, до 30 см. Толщина досок составляла около 14 мм. Все детали будущей лодки и доски обшивы тщательно выстругивались, что позволяло снизить водотечность корпуса. Далее приступали к сборке корпуса лодки. Для этого сначала следовало установить набои. И не просто сделать лодку, а доказать на практике возможность совершения на ней дальних путешествий. Да и сам климат был другим, гораздо мягче, на широте Кеми тогда росли дубы. Изготовили 7-метровую долбленую лодку с длинным задранным форштевнем.

части лодки кижанки

Этот тип был предтечей средневековых "кокоры" и "моноксила" - лодок, выдолбленных из целого бревна, на которые набивались борта. Рассчитана она на четырех гребцов. Летом этого года собираемся совершить на ней плавание. Сделали лодку вчетвером за месяц, железными, естественно, топорами. Как долго делали ее первобытные люди каменными орудиями труда - об этом мы можем только догадываться. Но труд этот был тяжелый и, несомненно, коллективный. Между прочим, до нас долбленки на основе своих находок делал и питерский археолог Петр Сорокин, тот самый, что участвует в проекте "Осударева дорога". Правда, плаваний он на них не предпринимал. Ученые - открыватели и исследователи петроглифов - А. Спиридонов придерживаются разных мнений о типах этих лодок. Равдоникас, например, полагал, что "большая лодка" беломорцев на 10 гребцов - это мифический "солнечный ковчег", уносящий души умерших, что это гипербола, таких судов первобытные люди строить не умели. Если на Западе, в Северной Европе, эти памятники музеефицированы, приспособлены для туристического посещения, то у нас до сих пор все пущено на самотек, петроглифы портят вандалы. Наш проект - первый вклад в развитие туристического бизнеса на комплексах петроглифов, который даст возможность получать с них реальные деньги туристов. Необходимо привлечь внимание властей, турфирм и общественности к этим уникальным образцам наскального творчества людей, живших 5 тысяч лет тому назад. К сожалению, это факт - кроме Кижей, Валаама, Кивача, Марциальных Вод в республике нет музеефицированных природно-архитектурных памятников. И перечень туристических объектов нужно расширять. Ну и привлекли, конечно, собственные средства "Людей моря". А встретиться нам с тобой можно и в экспедициях.

части лодки кижанки

На нынешнем заседании мы предлагаем читателю морские новеллы ветерана клуба "Полярный Одиссей" Юрия СЕМЕРЕНКО между своими именуемого просто "Хек" , человека, счастливо сочетающего в себе три столь необходимых здесь качества - морской опыт, талант рассказчика и чувство юмора. В году два мотобота - "Полярный Одиссей" и "Икар" - пошли в поход в Белое море. Капитанствовали на них братья Дмитриевы, тогда молодые еще мужики. Мне - шестнадцать лет, я юнга на "Икаре". Судно идет скулой к волне, и нас маленько уже захлестывает. Мы с Мишей Крупенниковым, ныне покойным, сидим на корме, а капитан Валера Дмитриев за штурвалом борется с волнами. Сам в тапочках, ботинки за трубой сушатся. Хорошие, помню, и по тем временам дорогие. И вот решили мы с Лешкой над кэпом подшутить. Один ботинок спрятали, другой на бок положили и воды налили на это место - смыло, дескать! Валера сменился, пошел обуться. И тут Валерий Леонидович разражается проклятиями, хватает оставшийся ботинок - и с размаху в набежавшую волну! Сознаться тогда духу не хватило. За борт вылетим, как тот ботинок! И вот взяли мы тот второй, оставшийся, и втихомолку опустили его за борт Обо всем этом Валера и по сей день не знает. Прошло двадцать лет, и срок давности за это мое преступление, наверное, уже истек. Но совесть меня до сих пор мучает. И вот сейчас официально, через газету так и напиши! Знай, Валера, это я утопил твои ботинки. И прости своего юнгу, которому было тогда всего шестнадцать Над нами низко проносится реактивный истребитель "Ягуар", уходя от атмосферного фронта. Укрываемся на ближайшей якорной стоянке. Меж судов два наших парохода - "Балтийский" и "Амур", номера такие-то. Рассмотрены основные изменения в технологии шитья лодки, такие как замена еловых корней при шитье на плоские гвозди и далее на медные гвозди; видоизменение кормовой части судна. В конце статьи сделаны соответствующие выводы. This article deals with the genesis of the technology boat "kizhanki", its emergence and connection with Novgorod shipbuilding. The main changes in the technology of sewing boats, such as the replacement of spruce roots for sewing on flat nails and further copper nails; modification of the stern.

At the end of the article to draw the appropriate conclusions. С древнейших времён на Северо-западе существовало народное зодчество и множество ремёсел.

форум моделистов Судомоделизм

Самыми передовыми способами передвижения по водным просторам Севера служили малые деревянные суда. Для каждого региона они были свои. Вересова с транцем под ПМ. Информация об изображении Постройка корпуса в мастерской. Информация об изображении Классическая кижанка работы Ф. Информация об изображении Кижанка-"давыдовка" работы автора статьи. Благодаря особенностям строения носовой части, они легко рассекали волны.

Даже в ненастную погоду на кижанке, оснащенной парусами и рулем, можно было пересечь Онего-батюшку. Длина кижанки в среднем составляла метров, соймы — метров. Местные владельцы судов, в основном, занимались перевозкой грузов по Онежскому озеру, но нередко отправлялись с товарами и дальше по реке Свирь в Кронштадт и Петербург.

части лодки кижанки

На продажу вывозили масло, рыбу, скот, дичь, а в Зонежье везли муку, соль, крупу и колониальный товар. Ежегодный доход от торговли и перевозки грузов в конце XIX в. Строительство лодки-кижанки обычно проходило на сарае дома, где жил мастер. Здесь имелись все необходимые приспособления и инструменты, а также запас материалов и заготовок. Убранство домашней мастерской и процесс шитья лодки остаются неизменными по сей день. К строительству приступали обычно ранней осенью или весной.

  • Самый лучший фильм о подводных лодках
  • Как снарядить удочку с фидером
  • Больница рыбаков владивосток глазное отделение режим работы
  • Эхолот практик на ютубе
  • В первую очередь в лесу искали основу для кокоры-штевня. Затем внутри ставились самородные шпангоуты опруги и по кромке борта — привальный брус огибень. В среднем со всеми заготовками и подготовками на изготовление лодки уходило до трех недель. Приезжал заказчик, и белую, не смоленую еще лодку опускали на воду и смотрели, где течет. Только после этого лодку забирали и смолили ее — пропитывали горячей древесной смолой — уже сами хозяева. Это — слова мастера Нестора, который Преображенскую церковь в Кижах поставил и топор свой в озеро кинул есть такая легенда! Я — житель города, но в детстве много времени прожил в Заонежье. И после службы в армии вновь вернулся сюда и поработал на реставрации в Кижах. Дюралевые катера с тучей брызг и надрывно гудящими моторами особой радости у меня никогда не вызывали. Они все куда-то спешат. А в добротной деревянной лодке с парусом никуда спешить не хочется. Хочется побыть наедине с природой. Но мотор — небольшой — пусть все-таки будет. У нас за 15 минут обстановка может так измениться, что не грех и поторопиться к дому! Немного пропотев на веслах, откинешься на спину — и смотришь на небо, слышишь только легкий плеск, удары волн по корпусу. Скорость на веслах и под парусом — достаточная для рыбалки и отдыха, но нельзя ли сделать кижанку еще легче на ходу? В одном из журналов я прочитал о полуглиссирующих корпусах, как бы состоящих из двух частей: И мне стало интересно: Захотелось сделать 7-метровую или побольше лодку с обводами нового типа. Сколько-то времени ушло на размышления и проектирование. Малая ширина транца около 0,6 м на КВЛ определилась из условия, что главный режим движения — парусно-весельный; важно, чтобы лодка воду не тянула. Длина лодки — 6,0 м, ширина — 1,6 м, высота на миделе — 0,55 м. Строительство началось с выборки пазов на брусковом киле и форштевне и сборки узла — панели транца. И вот на стапель ставится узкий киль. Прогибается, чтобы образовался подъем к носу и особенно — к транцу. Крепятся форштевень и транец. Форштевнем на этот раз была кокора, поставленная корневой частью вниз.